Консультации для родителей



Что должен знать ребенок к школе?







Воспитание детей















Развитие мелкой и артикуляционной моторики у детей с задержкой психического развития посредством фольклора.



«Развитие речи и мелкой моторики у детей с задержкой психического развития посредством работы с природным материалом»


Пальчиковые игры в процессе развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития.





https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2021/02/25/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-temerazvitie










Семья как основополагающий фактор успешной социализации детей с ЗПР





https://www.maam.ru/detskijsad/semja-kak-osnovopolagayuschii-faktor-uspeshnoi-socializaci-detei-s-zpr.html





      Как улучшить поведение ребенка с задержкой       психоречевого развития (ЗПР)?




https://zen.yandex.ru/media/clubdoctor/kak-uluchshit-povedenie-rebenka-s-zaderjkoi-psihorechevogo-razvitiia-zpr-5f1ffea79f844058457d3003







Как научить ребенка самообслуживанию?




https://www.omsk.kp.ru/daily/26658.5/3679671/





Особенности развития ребенка 5-6 лет




https://www.b17.ru/article/39461/







     


   Консультация для родителей. Первый раз в первый класс.


Конец дошкольного детства и начало школы резко меняют жизнь ребенка: родители по-новому начинают оценивать, что и как он делает. То, к чему мама с папой относились снисходительно, вдруг оказывается запретом. Возникает столько непривычных требований, что не всегда сразу удаётся понять и принять их.

Выбор школы – дело нелёгкое и очень ответственное. Непросто на этом этапе и родителям: ведь такой серьёзный выбор предстоит сделать именно им!

Для большинства родителей главным при выборе школы оказывается её месторасположение, многие отдают предпочтение именно той, которая находится рядом с домом. В таком подходе есть явная польза для ребенка: ему не придется долго добираться до школы, тратить время. Выбирая дальнюю школу, учтите: время в пути нужно плюсовать не к отдыху, а к нагрузке ребёнка.

Можно выбрать престижную, или очень знаменитую школы, но при этом остаться недовольным. Дело в том, что судьба ученика зависит во многом не от школы в целом, а от одной его учительницы. Школа может работать по самым прогрессивным методикам, но если вам не повезло с вашей первой наставницей, всё это будет неважно. И в самой обычной школе можно попасть к такой учительнице, после которой учиться до конца школы будет легко и приятно, ведь так много зависит от удачного старта.

К концу дошкольного возраста взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неверно выполненную работу. При таком умении отнестись к взрослому и его действиям, как эталону, дети адекватно воспринимают позицию учителя, его профессиональную роль.

Очевидно, что при такой личностной готовности преобладает познавательный интерес над игровым. Как это можно проверить? Определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение 1 минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Спрашивают, что ему больше всего хочется – дослушать сказку или поиграть. Детей со слабой познавательной потребностью больше привлекает игра.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать вывод. Что ещё нужно для поступления в школу: дети должны считать до 10 и обратно, складывать и вычитать в этих пределах, называть предшествующее и последующее число. Знать буквы и звуки, называть слова с заданной буквы.

Нужно выявить психологическую готовность к школе.

Обычно выделяют два аспекта психологической готовности – личностную и интеллектуальную. Оба аспекта важны, как и для того, чтобы учебная деятельность ребёнка была успешной, и для скорейшей адаптации к новым условиям.

Ещё один очень важный момент! Режим дня. С чего начать день и как его закончить. Практически, режим школьника и дошкольника, немного похожи. День школьника должен начинаться с комплекса физических упражнений. Для чего он нужен? После подъема организм ещё не проснулся. Ну, а что может съесть полусонный ребенок? Чтобы проснуться и разбудить организм, нужна зарядка. После школы обязательно пообедать, немного отдохнуть (можно полежать с закрытыми глазами). И лишь потом приступать к выполнению домашнего задания. Ужин должен быть за 2 часа до сна. Не плохо было бы перед сном выйти на улицу минут на 20-30. Первоклассник должен спать не менее 9 часов в сутки, детям с проблемами адаптации к новому режиму показан дневной сон.





Внимание, уважаемые родители!!!


Важная информация!


















Герой СССР, генерал Дмитрий Карбышев

Генерал Дмитрий Карбышев

Биография Дмитрия Карбышева

Дмитрий Михайлович родился 26 октября 1880 года в г. Омске. Его отец был потомственным военным дворянского происхождения, поэтому Дмитрий решил пойти по стопам своих предков. В 1891 году, несмотря на материальные затруднения семьи, поступил в Сибирский кадетский корпус, который закончил с отличием и затем, в 1898 г. поступил Николаевское инженерное училище. По его окончании, был направлен на службу в первый Восточно-Сибирский батальон в качестве начальника кабельного отделения телеграфной роты (Манчжурия). Там в 1903 г. был произведен в поручики.

В Манчжурии его застала русско-японская война, за время проведения которой он был награжден тремя медалями и пятью орденами за личную отвагу.

В 1906 г по причине свободомыслия и проведения агитационной работы среди солдат, был уволен из армии в запас за «неблагонадежность». Но уже через год его вернули для участия в перестройке крепостных сооружений Владивостока.

Окончив с отличием в 1911 г. Николаевскую военно-инженерную академию, Карбышев попадает в Бретск-Литовск, где участвует в возведении знаменитой Брестской крепости. Когда в 1914 г настала первая мировая война, Дмитрий  Карбышев прошел ее под началом генерала А.А. Брусилова и впоследствии был возведен в чин подполковника.

В 1917 году, генерал встал на сторону Красной Армии, открыв тем самым новую страницу своей биографии – советской. Выполняя поручения революционного правительства, руководил строительством многих укрепительных сооружений на различных фронтах Гражданской войны: в Поволжье, на Урале и Украине. Его знали и ценили такие известные полководцы, как М.Фрунзе, В. Куйбышев и Ф. Дзержинкий.

После окончания военных действий, Дмитрий Михайлович работал преподавателем в Военной академии им. Фрунзе, а в 1934 г. его пригласили возглавить кафедру военно-инженерного дела академии Генштаба.

Памятник Генералу Карбышеву

К началу Великой Отечественной войны, Д. Карбышев уже имел ученую степень профессора, звание генерал-лейтенанта инженерных войск, также он защитил докторскую диссертацию в статусе члена ВКП(б). В 1941 г.  воевал на западной границе Белоруссии. В одном из сражений он, тяжело раненый, попал в немецкий плен, где и совершил свой героический поступок.

Подвиг совершенный генералом Карбышевым

После пленения о его судьбе несколько лет ничего не было известно, официально генерал считался пропавшим без вести. Но в 1946 г. бывший заключенный концлагеря Маутхаузен, майор канадской армии С. Де-Сент-Клер, сообщил последние подробности его биографии.

По его словам, в конце 1945 г, в Маутхаузен прибыла большая партия заключенных из других лагерей. Среди них находился генерал Дмитрий Карбышев.

Всем заключенным немцы приказали раздеться на морозе, а затем стали поливать их холодной водой из брандспойтов. Многие тут же умирали от разрыва сердца, генерал был из тех, кто держался до последнего. Покрываясь коркой льда, он все время подбадривал своих товарищей по несчастью и в конце крикнул: «Родина нас не забудет!». Затем тело Дмитрия Карбышева было сожжено в крематории.

Впоследствии, когда в руки советского командования попали немецкие архивы, выяснилось, что в биографии героя был еще один яркий момент. Фашистское командование неоднократно предлагало ему сотрудничество, в обмен на освобождение и прочие блага. Немцы очень хорошо понимали, что перед ними стоит неординарный человек, с огромным военно-стратегическим опытом. Но твердо намеренный сохранить не только свое человеческое достоинство, но и честь генерал, не дал на это согласия, за что и был сослан в концлагерь.

Его подвиг был увековечен во многих монументах по всей территории бывшего Советского Союза. Звание Героя Советского Союза генералу Дмитрию Карбышеву присвоили посмертно 16 августа 1946 года.

Почтовая марка посвященная Дмитрию Карбышеву на странице: Отображение исторического подвига народа в филателии.






































                   Консультация для родителей


по экологическому воспитанию


на тему: «Воспитание любви к природе»







    Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов.

   Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

   Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям, как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

   Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

   В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

   Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

   Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

   Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

   Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

   Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

  Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений.  Наличие животного в доме делает дружнее и сплоченнее семью.

   Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников.  Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

   Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

 







Консультация для родителей


«Игры экологического содержания».


Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.


Человек и природа. Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению, уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.


Значение экологических игр:

  •  Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.

  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.

  •  Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Хотелось бы познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе.

                     

«Игры экологического содержания»


 Игра «Цепочка».  Вы называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 

Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

 

Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним словом, про звучащим в игре.  Таким образом, в игре выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

  

Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1.заяц, ёж, лиса, шмель;

2.дождь, снег, облако, роса;

3.роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4.корова, волк, овца, кролик;

5.трясогузка, паук, скворец, сорока;

6.бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7.ель, берёза, яблоня, осина;

8.лиса, свинья, лось, кабан

9.кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10. лес, парк, роща, тайга.


Игра «Вершки-корешки».   Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.


Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо, например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.


Игра «Я знаю».   Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.


Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».


Игра «Земля, вода, воздух».  Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» -  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.


Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например, при слове «зайчик», ребёнок прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.








   Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья
через театральную деятельность



Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственность, среда (социальная, биологическая), воспитание, собственная практическая деятельность человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе в сложной структуре развития. Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности.

«Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения целей и задач, которые объективно встают на каждом возрастном этапе.

Я работаю с детьми с нарушениями интеллекта. У детей данной категории системное недоразвитие речи, познавательных процессов, наблюдается слабое моделирование отношений, они не проявляют активности для совместной деятельности, пассивны, эмоционально не устойчивы, не владеют умением общаться и договариваться. Конфликтные ситуации возникают часто и переходят в агрессию друг против друга.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование искусства, в том числе театрального, в процессе обучения и воспитания детей с проблемами.

Театрализованная деятельность - это одна из форм освоения окружающего мира и одно из существенных условий развития личности ребенка.

Третий год я являюсь руководителем театрального кружка «Теремок».

Учитывая выше перечисленные особенности своих воспитанников, разработала программу кружка, где определила следующие задачи:

развивающие:

  1. Развитие творческих способностей, активности детей.

  2. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

  3. Расширение представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к костюмам, театральным атрибутам.

  4. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях.

  5. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками, сверстниками.

коррекционные:

  1. Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, связной речи.

  2. Развитие артикуляционного аппарата, закрепление поставленных звуков в речи.

  3. Развитие мимики, интонационной выразительности речи, дикции.

  4. Развитие координации движений, мелкой и общей моторики, чувства ритма.

  5. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.

  6. Развитие социальных навыков поведения: умение общаться с разными людьми, умение мирно разрешать конфликты.

  7. Коррекция эмоционально-волевой сферы: умение понимать эмоции окружающих, умение адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях


Особенности развития детей с ОВЗ, их низкая познавательная активность, узкий кругозор, трудности в запоминании текстов – всё это вызвало необходимость серьёзно относиться к подбору репертуара. В программе кружка большую часть репертуара составляют пьесы по народным сказкам, по мотивам народных сказок в авторской обработке: «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др..


Работа над каждой сказкой проходит следующие этапы:

  • чтение, рассматривание иллюстраций к сказке;

  • просмотр мультфильма, беседа по содержанию, пересказ;

  • коррекционные упражнения: обводки, разрезные картинки;

  • изодеятельность: лепка, раскраски, рисование по мотивам сказки;

  • совместное изготовление элементов костюмов и плоскостных декораций;

  • распределение ролей, разучивание слов, репетиции.


Кроме этого на занятиях включаются:

  • хороводные, речевые игры («Гори- гори ясно», «Мы лисичку зовем», «Дедушка Водяной» - в основном из программы дошкольного воспитания);

  • логоритмические упражнения, разучивание танцевальных движений;

  • пальчиковые игры;

  • упражнения на развитие артикуляции, дыхания («Шар», «Задуем свечу»);

  • упражнения на развитие дикции, интонации (скороговорки, чистоговорки);

  • этюды на развитие эмоций, мимики, пантомимики и др..


Приоритетным в работе с детьми с умственной отсталостью является создание психологического комфорта: доброжелательный, ласковый тон, заботливое, внимательное отношение к детям. Так при распределении ролей учитываю индивидуальные особенности детей.

Например:

  • Люда – весёлая, активная, дружелюбная девочка, хорошо заучивает стихотворные тексты, но имеется стойкое нарушение звукопроизношения – поставленные звуки с трудом закрепляются, слабый контроль за собственной речью, поэтому спонтанная речь часто непонятна для окружающих. Поручаю ей в основном главные роли. Но в процессе подготовки спектакля девочка серьёзно относится к заучиванию текста, репетициям и на празднике удивляет педагогов тем, что может говорить «чисто и понятно».

  • Настя Ч. – подвижная, ритмичная, любит танцевать, поэтому её герою придумываем небольшой танец.

  • Настя З. – неуверенный ребёнок, нарушена моторика, координация движений, с трудом заучивает двустишие, но занимается в кружке с желанием. Чтобы повысить ребёнку самооценку, создаём благоприятные условия – у её персонажа очень короткий текст. Девочка остается очень довольна, что ни разу не ошиблась.

  • Саша – практически неговорящий ребёнок с нарушением эмоциональной сферы. Сначала был пассивным участником - в основном разукрашивал, собирал разрезные картинки, смотрел мульфильмы. В процессе совместной деятельности у него появилось желание участвовать в инсценировках. Ему начали поручать роли, где персонаж произносит лишь звукоподражания (мяу, гав-гав). В итоге – на последнем празднике его герой сказал простую фразу.


Использование приемов театрализации формирует у детей слушательскую и зрительскую культуру, обогащает жизненными впечатлениями, реабилитирует личностные качества, помогает осмыслению жизненных задач, развитию творческих способностей, что является важной задачей в подготовке ребёнка с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельности и  трудовой деятельности. Так в процессе подготовки спектакля, как я уже сказала, дети вместе продумывают оформление, изготавливают декорации, элементы костюмов, учатся уважать и оценивать труд своих сверстников. Следует отметить также, что драматизация помогает преодолеть пассивность, которая характерна для детей с проблемами в развитии: во время подготовки и проведения театрализованных постановок такие дети попадают в атмосферу непринужденного общения и дружеской обстановки, тем самым подсознательно стремясь внести свой вклад в общее дело.

В процессе театрализации развивается такая черта характера, как чувство юмора. Это очень важно для наших воспитанников, так как они обидчивы, не понимают шуток, что приводит к агрессии и конфликтам.


Таким образом, театрализованная деятельность оказывает огромное влияние на все стороны психики детей с ОВЗ, а главным образом, на развитие личности.








Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении


 речевых нарушений 


у детей дошкольного возраста».


Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности родителей в вопросах развития речи.

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости переводить своего ребенка в специализированную логопедическую группу.  Зачастую, это только верхушка айсберга, и коррекция речевого дефекта невозможна в полном объеме в условиях общеобразовательной группы детского сада.

    Ваши дети ходят в логопедическую группу, с логопедическим заключением ОНР. Подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

     Выделяют четыре уровня ОНР

1 уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

2 уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

3 уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

4 уровень — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.

Причины общего недоразвития речи.

     Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые  заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

     Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми  в  периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей  с ОНР.

Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется нарушение речи. 
Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности.

  1. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

 - выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

 - выдох происходит плавно, а не толчками;

 - во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

 - во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

 - выдыхать следует, пока не закончится воздух;

 - во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

 При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  1. Игры на развитие мелкой моторики.

"Пальчиковые игры" являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцамииндуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи

2.  Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять,

4.  Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

5.  Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории,

7. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять.

         У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с  ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком.

         Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.

Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком. 
Не секрет что в наше время развитие средств массовой информации сильно сократило общение друг с другом во многих семьях. Однако даже самые лучшие детские передачи или обучающие игры на компьютере  не могут заменить общения родителей со своими детьми. Оно было и остается важнейшим условием развития у ребенка нормальной речи.

Решающую роль в становлении речи и использовании ее ребенком играют факторы коммуникативного характера. Первая - межиндивидуальная - функция речи не только генетически исходная, но и основополагающая в становлении речи. Ребенок начинает говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого партнера.

Когда родители разговаривают со своими детьми, они передают им нечто гораздо большее, чем просто слова, предложения и правила синтаксиса. Они демонстрируют им, как нужно выражать свои мысли и обмениваться идеями с другими людьми. Родители знакомят ребенка с категориями и символами, учат его тому, как переводить сложный мир в представления и слова. Эти концептуальные средства являются для ребенка теми поддерживающими конструкциями, которые он использует для понимания мира и выражения собственного места в нем.

Исследования показали, что чтение книжек с картинками также облегчает ребенку овладение речью. Особенно полезным чтение оказывается, если родители задают детям открытые вопросы, поощряющие их придумать развитие какой-либо истории, и должным образом реагируют на попытки ребенка ответить на эти вопросы.

В заключение хотелось бы обратить внимание родителей на собственную речь. Разговаривать с ребенком надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их друг от друга паузой. Следует отметить, что восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, т.к. ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию. .Разговаривать с сыном или дочкой нужно ласково, весело, вызывая ответные положительные эмоции. Стихи, потешки читайте выразительно, меняя интонации в зависимости от их содержания, четко имитировать голоса животных, если они встречаются в тексте. При равнодушном, монотонном разговоре, невыразительном чтении обычно веселых, радостных потешек, стихов, малыш будет безразлично относиться ко всему, о чем ему говорит родитель, у него не будет желания слушать подражать взрослому, отвечать на вопросы.

     Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение  и сформировать  полноценную гармоничную личность.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий